Украина – Сингапур: новый формат контейнерной торговли
  • Звоните нам: +38(048)737-71-22
  • Пишите нам: referent@s-s-s.com.ua
  • Время работы: Пн.-Пт. 09:00-18:00
  • Напишите нам, мы в онлайне!
Пятница, 11 октября 2019 13:53

Украина – Сингапур: новый формат контейнерной торговли

Автор
Оцените материал
(7 голосов)

Есть города, шагнувшие настолько далеко вперед в своем развитии, что их по праву называют городами будущего. Города, в которых научная фантастика становится реальностью на наших глазах.

Именно таким городом будущего является Сингапур, прошедший непростой путь от колониального порта Британской короны до самой инновационной экономики мира и центра деловой и финансовой активности. За 55 лет своего существования, в условиях отсутствия природных ресурсов, страна обеспечила самый высокий в Юго-Восточной Азии уровень жизни для своего населения. Многомиллиардные инвестиции в человеческий капитал, способствовали становлению сильной экономики с высокими показателями производительности труда. Сегодня Город Льва – это третий по величине валютный рынок, ведущий центр развития блокчейн-технологий, биомедицины и нефтепереработки. Помимо этого Сингапур - это еще и 26% мировой контейнерной перевалки. Очевидно, что торговля между Украиной и Сингапуром будет способствовать не  только увеличению контейнерного трафика, но и предоставит дополнительные возможности для выхода на огромный потребительский рынок АСЕАН.

АЗИАТСКИЙ НЬЮ-ЙОРК ИЛИ БУДУЩЕЕ В НАСТОЯЩЕМ

Успех экономики Сингапура, прошедшей через достаточно сложный период становления, обусловлен инвестициями в человека. Да, именно так. Конечно, финансовые средства направлялись и на развитие промышленности, и на строительство инфраструктуры, но первостепенной задачей являлось обеспечение людей работой и улучшение производительности  труда. Сингапур доказал, что главным богатством страны являются люди, именно поэтому повышение уровня образованности было и остается приоритетной задачей государства. По данным Министерства торговли и промышленности, ВВП Сингапура в 2018 году составил 466,3 млрд долл. США (+3%), а доход на душу населения – 81 тыс. долларов в год.

Но так было не всегда. В наследство от колониального прошлого оставалась безработица, социальные конфликты и зависимость от внешних поставок продовольствия и питьевой воды. Промышленности практически не было, основными источниками дохода оставались морской промысел и торговля. Получив в 1965 году статус независимого государства, Сингапур оказался в конфронтации между Малайзией и Индонезией. Правительству пришлось предпринимать ряд решительных действий, в корне поменявших ситуацию в стране. Во-первых, необходимо было наладить сотрудничество с европейскими партнерами для привлечения иностранного капитала. Во-вторых, создать понятные и прозрачные правила ведения бизнеса, для чего собственно был взят курс на борьбу с коррупцией.


Подписывайтесь на новости:

*Мы не рассылаем спам. Нажав кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ" вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности. 


Результат не заставил себя долго ждать. Через 7 лет в стране уже функционировали иностранные предприятия, а главными инвесторами стали США и Япония. По мере развития производства, правительство разворачивало масштабные инфраструктурные проекты и концентрировалось на повышении уровня образования населения.

Современную структуру экономики Сингапура составляет производство (26,1% ВВП) и сфера услуг (70,4%). Электроника играет в промышленности ведущую роль и является основой товарного экспорта страны. Практически каждый гаджет в мире имеет детали, произведенные в этой стране. Сингапурские компании специализируются на создании полупроводников, бытовой электроники, IT, спутниковых и беспроводных технологий. Значительных успехов местные инженеры и техники достигли в таких сферах как искусственный интеллект, автономные транспортные средства, облачные технологии и промышленная робототехника.

Структура экономики Сингапура - 2018 год, %

Источник: Singapore in Figures 2019, Department of Statistics Singapore

Создание инновационных кластеров спровоцировало бурное развитие биомедицины и фармацевтики. Более 50 зарубежных компаний занимаются разработкой лекарств и фармацевтических ингредиентов. Высокие результаты демонстрирует клиническая диагностика в Сингапуре, что способствовало росту медицинского туризма.

Кластеры в производственном секторе Сингапура - 2018 год, %

Источник: Economic survey of Singapore 2018, Ministry of Trade and Industry Singapore

Сфера услуг представлена оптовой и розничной торговлей (18% ВВП), коммерческими бизнес-услугами (14,9%), финансовым сектором и страхованием (12,9% ВВП), транспортными, информационными услугами, гостиничным и ресторанным бизнесом. Причем, финансы, преимущественно банковский бизнес, и страхование обеспечивают наибольший прирост ВВП. Сингапур открыто признает криптовалюты и блокчейн-технологии, уже несколько лет являясь центром для финтех-стартапов. Поддерживаемая Денежно-кредитным управлением Сингапура (MAS), финансовая инфраструктура успешно конкурирует с другими финтех-центрами, такими как Лондон и Гонконг.

Роль внешней торговли особенно важна, поскольку страна находится на пересечении морских торговых путей Европы и Азии. Основными партнерами являются Китай (12,8%), ЕС (10,9%), Малайзия (11,2%), США (9,3%) и Гонконг (6,7%). В 2018 году объемы товарного экспорта выросли на 8% и составили 555,7 млрд долл. США, из которых 274,5 млрд – реэкспорт. Импорт товаров, по информации MТП, составил 500,2 млрд долл. США, увеличившись на 10,6%.

Последние квартальные данные МВФ свидетельствуют о снижении темпов экономического роста Сингапура, подтверждая возможную рецессию, характерную для всего азиатского региона. Негативное влияние продолжает оказывать торговая война между США и Китаем, сокрушающая мировые цепочки поставок. Сингапур обеспечивает 20% реэкспорта между данными странами, что приносит ему 1,1% ВВП. Усиление противостояния провоцирует технический спад в электронике и приводит к снижению поставок полупроводникового оборудования. Дополнительные риски связаны с политической напряженностью в Гонконге и торговой войной Японии и Кореи.

ГЛОБАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ ХАБ И НОВЫЕ МЕГА-ПРОЕКТЫ

Около 7% ВВП обеспечивает морской сектор страны. По данным Maritime Port Authority (MPA), в этой сфере занято около 170 тыс. человек и функционирует примерно 5 тыс. предприятий. Ежегодно порт Сингапур обслуживает 130 тыс. судов и около миллиона транспортных средств.

История глобального морского хаба началась в 1969 году. Решение о строительстве первого контейнерного терминала, принятое на волне начала контейнеризации, было невероятно рискованным. Отсутствие спроса на контейнерные перевозки между Европой и Дальним Востоком создавало неопределенность при реализации данного проекта. Однако, в 1972 году первый контейнерный терминал Танджанг-Пагар был открыт и позволил получить преимущество первопроходца. В конце 90-х Сингапур становится крупным перевалочным центром, а сегодня аккумулирует 26% мировой перевалки материкового Китая, Японии, Гонконга и Дальневосточной Азии.

Впечатляют цифровые платформы порта Сингапур, а именно новое поколение судов, автоматизированное дорожное движение, портовые краны, удаленно контролируемые оператором. Речь идет о том, что один человек одновременно регулирует деятельность 5 объектов. К 2025 году большая часть портовых операций будет полностью автоматизирована, а к 2030 году – порт станет цифровым.

Контейнерный трафик порта составил 36,6 млн TEU, а общий объем грузопотока – 630 млн т в 2018 году.

Контейнерный трафик порта Сингапур 2008 - 2018 гг, млн TEU

Источник: Maritime Port Authority Singapore

Сингапур закрепил за собой статус ведущего бункерного порта. Объем продаж бункеровок приблизился к 50 млн т в 2018 году. Руководство порта объявило о своей готовности к IMO 2020, в силу того, что такие нефтяные гиганты как Shell, ExxonMobil, British Petroleum, имеющие здесь свои перерабатывающие мощности, готовы поставлять низкосернистое топливо с 1 января 2020 года.

Главным инфраструктурным проектом Сингапура является строительство мега-порта Туас. Мощность проекта стоимостью 1,85 млрд долл. США  должна составить 65 млн TEU в год. Открытие порта будет проходить  в четыре этапа, первый из которых запланирован на 2021 год. В Туас будут расположены складские и распределительные центры, что устранит необходимость в межтерминальных операциях. В будущем это снизит сложность перевозки, уменьшит коммерческие расходы и временные затраты.

Инфраструктура порта рассчитана для обслуживания гигантских контейнеровозов. Причалы Туаса будут иметь длину 8,6 км, глубину - 23 м, что необходимо для размещения мега-судов длиной более 400 м. Причальные краны смогут одновременно обслуживать 26 рядов контейнеров. В порту будут запущены интеллектуальные системы управления терминальными операциями, автоматизированные подъемные краны, загружающие и выгружающие контейнеры, и автономные грузовики без водителя.

Интересным фактом является то, что Сингапур приступил к тестированию блокчейн-платформы TradeTrust. Проект направлен на оптимизацию документооборота. В правительстве страны запущена законодательная инициатива о признании электронных коносаментов. Широкое распространение данной технологии позволит сократить расходы на подготовку документов и сократить время ожидания для контейнеровозов.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК СИНГАПУРА

Зависимость от внешних источников продовольствия и сырья для пищевой промышленности вызвана отсутствием природных ресурсов. В результате, страна импортирует 90% продуктов питания. Китай, Малайзия и Индонезия – главные поставщики продовольствия в Сингапур. Например, Индонезия экспортирует живых свиней для забоя, а Малайзия – кур. В стране существует высокий спрос на белковые продукты, поэтому в больших объемах импортируется говядина, молочная продукция, а также свежие овощи, фрукты и вино.

Работа пищевой промышленности направлена на удовлетворение потребностей ресторанного бизнеса и сектора общественного питания. В 2018 году в этой сфере самый большой рост отмечен для сектора фаст-фуд (+6,5%). Предприятия Сингапура производят хлебобулочные изделия, макароны, мучную кондитерку, ароматизаторы, соусы, полуфабрикаты, мясные деликатесы и колбасы, шоколад, пиво.

Среди населения страны, численность которого 5,8 млн челок, растет популярность импортных премиальных продуктов. Кроме того, страна принимает 18,5 млн туристов. Деловой центр популярен для проведения форумов и международных конференций. Поскольку импорт продовольствия стратегически необходим, в Сингапуре отсутствуют пошлины на ввозимые продукты питания и напитки, кроме алкоголя и табака. Подлежит оплате только GST – Goods and Services Tax – в размере 7% от таможенной стоимости CIF. Этот налог – аналог НДС. Кроме того, для ввоза в страну пищевых продуктов необходимо зарегистрироваться в Singapore Food Agency (SFA) и получить импортную лицензию. Поставщикам свежего мяса, рыбы, овощей и фруктов лицензию нужно получать ежегодно.

ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ УКРАИНЫ И СИНГАПУРА

Объемы внешней торговли между Украиной и Сингапуром имели различную динамику на протяжении последних 10 лет. Наибольшие объемы украинского экспорта в размере 239, 6 млн долл. США и импорта – 57,9 млн дол. США зафиксированы в 2013 году. Резкое падение, вызванное сложной экономической ситуацией в Украине, произошло в 2015 году. Тем не менее, с 2017 года объемы торговли восстанавливаются, в среднем за год возрастая в 1,5-2 раза.

Внешняя торговля Украины и Сингапура, 2013-18 гг., млн долл. США

Источник: Государственная служба статистики Украины

По данным Укрстат, в первом полугодии 2019 года украинский экспорт в Сингапур составил 106,5 млн долл. США, а импорт – 16,6 млн долл. США. Прирост экспортных партий в морских контейнерах составил 40% преимущественно за счет отправок пшеничной муки, однако отмечается и 15% увеличение импорта.

В морских контейнерах Украина экспортирует в Сингапур пшеницу, кукурузу, подсолнечное и соевое масла, бобовые, изделия из черных металлов, механическое оборудование. В 2018 году украинские производители получили разрешение на импорт в Сингапур отечественного куриного мяса. В 2019 году сингапурский рынок открылся для меда и замороженных ягод из Украины.

В свою очередь, Сингапур поставляет на украинский рынок  синтетические масла, полимеры, насосы, компрессоры, кондиционеры, вентиляторы, морозильное и холодильное оборудование, лабораторное оборудование, вычислительную технику, электротовары и медицинское оборудование. Компания Стар Шайн Шиппинг за прошедшие полтора года удвоила объемы перевозок своих клиентов в данном направлении.


ЕСТЬ ВОПРОСЫ?
ОБРАЩАЙТЕСЬ К НАМ УДОБНЫМ ДЛЯ ВАС СПОСОБОМ:

Telegram

Телеграм

Viber

Вайбер

Messenger

Мессенджер

Для нас Сингапур важен не только с точки зрения богатого потребителя, готового платить за премиальные товары. Это еще и возможность усилить свое присутствие на 600-миллионном потребительском рынке АСЕАН. К 2020 году, по прогнозам аналитиков PwC, количество домохозяйств со средним уровнем дохода составит 16 млн. А размер потребительских расходов составит 2 трлн. долларов США.

Таможенное оформление грузов осуществляется в он-лайн режиме. Для осуществления импортных операций нужно зарегистрироваться в системе TradeNet. Эта платформа связана со всеми государственными органами, от которых необходимы согласования при совершении внешнеэкономических операций. Необходимыми документами для ввоза товара в Сингапур являются счет-фактура, упаковочный, накладная, разрешение на ввоз и коносамент.

Прочитано 232 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Автор статей

Бабанская Ольга, к.э.н.
Бабанская Ольга, к.э.н.аналитик компании

Вход на сайт

 
О нас

STAR SHINE SHIPPING

Транспортно-логистическая компания, осуществляющая полный спектр услуг международных контейнерных перевозок морским, железнодорожным и автотранспортом, экспедирования груза, таможенного оформления.

Подписка на новости
Хотите получать нашу рассылку? Введите ниже ваш адрес электронной почты:
* Нажав «Подписаться», вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности
Адрес компании
  • г. Одесса, ул. Балковская, 120/1 (бизнес-центр Планета).
  • +38 (048) 737-71-22
  • +38 (048) 737-71-23
  • referent@s-s-s.com.ua
top