Развитие внешней торговли между Украиной и Анголой: риски и перспективы
  • Звоните нам: +38(048)737-71-22
  • Пишите нам: referent@s-s-s.com.ua
  • Время работы: Пн.-Пт. 09:00-18:00
  • Напишите нам, мы в онлайне!
Среда, 16 января 2019 13:40

Развитие внешней торговли между Украиной и Анголой: риски и перспективы

Автор
Оцените материал
(4 голосов)

Глобальная конкуренция за рынки сбыта и ресурсы привела к существенному росту инвестиционной привлекательности стран африканского континента, которые в настоящее время рассматриваются в качестве одного из наиболее интересных регионов для наращивания внешнеторгового оборота.

Вместе с тем нельзя не отметить, что Африка – достаточно сложная и проблемная территория. Сохраняющаяся колониальная зависимость, продолжительные военные конфликты, бедность, голод, болезни и другие проблемы препятствуют нормальному экономическому развитию африканских стран, которые долгое время воспринимались как отсталые и периферийные.

Несмотря на это, в ХХІ веке наблюдается активная экспансия как развитых, так и развивающихся стран на рынки данного региона. МВФ и МБРР отмечают стабильный экономический рост в странах Африки. Развивающиеся потребительские рынки привлекают импортеров и открывают перспективные направления для внешней торговли, несмотря на все сложности бюрократических процедур.

Третьей по величине экономикой в Субсахарной Африке, с ВВП 134,8 млрд долл. США, является Ангола, богатая такими природными ресурсами, как нефть, алмазы, железная руда, фосфаты, медь, золото и уран. Географически Ангола расположена так, что могла бы наращивать транзитные операции, поскольку окружающие ее Демократическая Республика Конго, Замбия и Замбезия не имеют выхода к морю. Таким образом, Ангола может выполнять роль «торговых ворот», что создает перспективы для расширения внешнеторгового оборота не только с ангольским рынком, но и с другими странами африканского континента.

Доставка продукции по морю в глиняных амфорахАнгола – член ОПЕК, и 98% ее доходов обеспечивается поступлениями из нефтяного сектора. Очевидно, что экономика страны существенно зависит от конъюнктуры мирового рынка нефти, добыча которой в Анголе составляет 1,8 млн баррелей в день. Пока цены на нефть росли, государственный бюджет пополнялся, и в стране не наблюдалось дефицита валютных поступлений. Снижение цен на черное золото в 2014 году имело катастрофические последствия для страны, которая была ввергнута в продолжительный экономический кризис, сопровождавшийся масштабным продовольственным коллапсом. В результате этого значительно сократились объемы экспорта и импорта в страну. Для покрытия государственных расходов правительство увеличило внешние заимствования, что создало дополнительную экономическую нагрузку.

Все вышеперечисленные проблемы делают Анголу достаточно сложным регионом для ведения бизнеса. Большинство секторов экономики, а именно нефтяной бизнес, банковский сектор, строительство и недвижимость, добыча полезных ископаемых, контролируется государством. Наличие крупных олигопольных структур создает риски формирования сговора относительно фиксации цен и распределения рынков.

Кроме того, продолжавшаяся почти 30 лет гражданская война породила ряд социально-экономических проблем, главной из которых является сильно разрушенная транспортная инфраструктура страны. Товары перевозятся преимущественно автотранспортом, железнодорожное сообщение только восстанавливается.

Стоит отметить, что до начала военного конфликта страна являлась крупнейшим производителем кофе в мире. Сегодня из 35 млн га пахотных земель обрабатывается только 10%. Несмотря на это, земли очень плодородны и пригодны для выращивания различных сельскохозяйственных культур (бананы, картофель, кукуруза, сладкий картофель, цитрусовые, ананасы), производство которых ориентировано на внутреннее потребление, что делает Анголу чистым импортером сельскохозяйственного сырья и продукции пищевой промышленности.

Тем не менее, экономическая ситуация в стране постепенно стабилизируется. Транспортно-логистические проекты остаются основным сектором для притока иностранных инвестиций, большая часть которых поступает из Китая и Индии, для которых этот регион интересен в качестве поставщика сырьевых ресурсов.

Помимо Китая, крупными торговыми партнерами Анголы являются Португалия и США. При этом экспорт всей добываемой нефти в стране ориентирован на рынки Китая и США (половина нефтяного экспорта направляется в Китай, другая половина – в США), а импорт сельскохозяйственного сырья осуществляют такие страны как Бразилия, Индия, Малайзия и Таиланд.

Крупные импортеры Анголы в 2017 г., %

Крупные импортеры Анголы в 2017 году
Источник: International Trade Centre

Кроме этого, Ангола существенно увеличила импорт мясных продуктов, зерновых культур, молочной продукции; в 2 раза выросли поставки растительных масел. Возросла доля продукции мукомольной промышленности и кондитерских изделий, значительный прирост наблюдается в железнодорожной отрасли в связи с активным строительством инфраструктуры.

95% импорта проходит через Луанду, Лобиту и Намибе – глубоководные порты, открытые для международных морских контейнерных перевозок. Пропускная способность в 2017 году составила 706 200 TEU.

Луанда – самый быстрорастущий порт, вокруг которого сосредоточена транспортная инфраструктура страны. В 2015-17 гг. построены перерабатывающие предприятия, мельницы, увеличены мощности существующих производственных комплексов. Через него проходит около 80% импортных грузов.

Что касается доли Украины на рынке Анголы, то за последние несколько лет наша страна нарастила объемы экспорта, поставляя в основном муку и солод. При этом более 85% перевозок осуществлялось морскими контейнерами. Существенная доля в транспортировке пшеничной муки приходится на компанию Стар Шайн Шиппинг. В 2018 году отмечен рост экспорта отечественной мясной и молочной продукции.

Основные причины для усиления экспорта отечественной продукции в Анголу следующие:

  • рост ВВП Анголы, который по прогнозам аналитиков МВФ к 2022 году составит 154 млрд долл., что сделает ее одной из самых быстрорастущих экономик региона;
  • демографический рост, который к 2022 году составит 4%;
  • разрастание городов, вызванное развитием малого и среднего бизнеса в стране. Следствием этого является увеличение доли среднего класса, что неизбежно спровоцирует диверсификацию товарного импорта в будущем;
  • урбанизация, ежегодный рост которой составляет 4%, т. о. половина жителей страны живет в городах.

Наибольшие перспективы Украина имеет в продовольственном секторе. Большой экспортный потенциал отмечен в сегменте соевого масла, муки, круп, молока и сливочного масла, сахара, кондитерских изделий. Для соевого масла установлена импортная пошлина 10%, сахара – 20%, сыра – 20%, молока – 2%, сливочного масла – 10%.

Растет спрос на мясную продукцию и рыбу. При этом в стране развито и собственное животноводство – разведение крупного рогатого скота, овцеводство и птицеводство, чему способствует наличие пастбищ. Интерес представляет увеличение спроса среди населения на куриное мясо и яйца.

Помимо этого, существует высокий спрос на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности и бытовой химии. Стране требуется всевозможное оборудование для ручного и механизированного труда, сельскохозяйственная техника, удобрения, продукция текстильной и деревообрабатывающей промышленности.

Процесс организации импортных перевозок достаточно бюрократичен. Таможенные процедуры часто пересматриваются, поэтому необходимо быть внимательным при выборе контрагентов, поскольку они должны быть в курсе происходящих изменений в законодательстве. Высокие риски при организации торговых операций в африканский регион связаны с недобросовестными получателями, которые могут отказаться от товара непосредственно в порту. В этом случае продукцию придется продавать по очень низким ценам, чтобы не везти обратно.

Импортные пошлины рассчитываются на основе товарной стоимости на условиях CIF и включают в себя:

  • ввозную пошлину от 2 до 50% (если товар производится в Анголе, то импортная пошлина будет выше);
  • общая таможенная пошлина 2%;
  • брокерский сбор – 2% (это средний показатель, однако он не должен превышать 4%).

В августе 2018 года вступили в силу изменения, касающиеся таможенных процедур и импортных пошлин. Согласно Указу Президента страны, от импортных пошлин освобождены транспортные средства, сельскохозяйственное сырье (пшеница, рожь, овес и ячмень), лекарственные препараты, бумажные и картонные изделия; изменен порядок начисления импортных пошлин для промышленного и строительного оборудования, горнодобывающей техники, семян, пестицидов, удобрений, оборудования для сельского хозяйства.

Документы, которые необходимы для импортных операций – оригинал коносамента, оригинал коммерческого счета-фактуры, товарная накладная, сертификат происхождения, лицензия на импорт.

В заключение отметим, что Украине необходимо усиливать свое присутствие не только в Анголе, но и на африканском континенте в целом. Недооценка значимости ангольского рынка, в будущем может привести к возникновению вынужденной конкуренции с данным регионом. Перевозка грузов морскими контейнерами в этом случае будет способствовать минимизации рисков отечественных экспортеров.


Прочитано 658 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

О нас

STAR SHINE SHIPPING

Специализированная логистическая компания, предоставляющая полный спектр услуг грузовых перевозок любой степени сложности, всеми возможными видами транспорта, в абсолютно любую точку земного шара.

АМЭУ
АМЭУ
Действительный член Ассоциации международных экспедиторов Украины
Адрес компании
  • г. Одесса, ул. Балковская, 120/1 (бизнес-центр Планета).
  • +38 (048) 737-71-22
  • +38 (048) 737-71-23
  • referent@s-s-s.com.ua
top